Что грозит за хищение государственного имущества

Содержание

Особенно широкомасштабно разворовывались ресурсы страны в 90-х, когда страна лишилась огромного количества гигантских предприятий, земель, отдав их практически за бесценок в руки предприимчивых бизнесменов.

Понятие хищения

hishchenie-obshchestvennogo-imushchestvaНа данный момент воровство сбавило сумасшедший темп, но стало системным, осуществляя захват гос.собственности по отработанным, налаженным схемам. Основной элемент в мошеннических манипуляциях с гос. имуществом – люди, способные использовать своё служебное положение для достижения личных выгод и связанных с ними предпринимателей.

Разрабатывая и реализуя эффективную политику в сфере борьбы с хищениями, перед законодателем и правоприменителем стоят следующие задачи:

  • работа в сфере законодательной базы, т.е. разработка законов, регулирующих управление собственностью страны и сделками в отношении гос.ресурсов;
  • подготовка эффективных экономических реформ, повышение качества законодательных антикоррупционных мероприятий;
  • эффективное применение существующей законодательной базы для раскрытия преступлений, грамотная классификация действий нечестных чиновников и бизнесменов, точное определение хищения государственного имущества статья УК РФ;
  • повышение подготовки правоохранительных органов, обеспечение возможности борьбы с коррупцией на всех уровнях.

Одним из методов похищения собственности является её продажа по бросовой цене, которая объясняется тем, что действительная её стоимость не равна рыночной.

Разворовывание бюджетных средств происходит путём договорного участия в конкурсах на проведение работ или оказание услуг. «Победитель» подставного тендера получает сумму, выделенную властями страны на определённые задачи, а тратит на проведение работ/оказание услуг в 2 раза меньше денег.Что сказывается на сроках и качестве работ/услуг– вот и кража государственного имущества статья 159 ч.5 УК РФ, по которой выполнение работ низкого качества из-за снижения их стоимости стало частичным невыполнением обязательств по договору.

Часто применяется передача руководителями организаций средств коммерческим организациям, которые возглавляют их родственники.Спортивное стремление получить максимальную выгоду из сделки – вполне понятное желание любого предпринимателя. Бизнес не обязан заботиться о выгоде второго участника сделки – государства.

О рациональном и эффективном расходовании бюджетных средств обязаны заботиться власти, заключающие подобные соглашения, конкретнее люди, наделённые полномочиями по организации расходования ресурсов.

Проблема именно в том, что эти уполномоченные лица злоупотребляют своим положением для достижения личных целей. Складывается ситуация, когда от сделки выигрывает подрядчик и конкретный чиновник, но не государство.

Состав преступления

Объект присвоения и растраты соответствует объекту хищения, это отношения собственности. Однако предметом преступления может выступать только то имущество, которое было вверено виновному лицу. В этом случае речь идет о собственности, в отношении которой у преступника наступили определенные правомочия. Основаниями для них служат:

  • гражданско-правовые договоры (хранения, перевозки, аренды);
  • служебные или трудовые отношения;
  • специальные полномочия.

Если у лица не было полномочий на владение собственностью, она была передана под охрану или под присмотр случайному человеку, то имущество не признается вверенным. Тайное хищение в таком случае квалифицируется по статье 158 уголовного кодекса РФ. Таким образом, существенное отличие присвоения от воровства заключается в том, что преступник не изымает собственность у владельца, а обретает права на нее на законных основаниях.

Присвоение и растрата имущества — преступления, которые осуществляются двумя путями. Первый способ — совершение определенного действия (например, когда виновный использует собственность, которая была передана ему на хранение). Второй — бездействие (например, когда лицо, которому было вверено имущество, заявляет законному собственнику, что оно сгорело в пожаре).

Состав преступления в случае присвоения или растраты является материальным. Присвоение считается оконченным с того момента, когда права на владение вверенным имуществом перешли виновному лицу и оно начало совершать действия по обогащению собственности в свою пользу. Растрата считается оконченной с момента незаконного издержания вверенного имущества.

Субъектом данных преступлений выступает гражданин, обладающий следующими характеристиками:

  • достижение совершеннолетнего возраста;
  • материально ответственное лицо;
  • гражданин, которому похищенная собственность была вверена владельцем на основании документа.

В случае, если в присвоении или растрате участвовала группа лиц, исполнителями признаются только те граждане, которые обладают признаками специальных субъектов. Они несут уголовную ответственность по статьям 33 и 160 УК РФ как организаторы, подстрекатели либо пособники.

В суде должно быть доказано, что субъект присвоения или растраты имел прямой умысел и корыстную цель. Прямой умысел направлен на причинение потерпевшему имущественного ущерба. Этому способствует реализация корыстной цели, которая характеризуется намерением использовать чужую собственность в личных целях, извлекая из этого финансовую выгоду.

Отличие присвоения от растраты

Главное отличие присвоения от растраты заключается в том, что в первом случае лицо незаконно владеет, а во втором — обращает вверенное ему имущество в свою пользу путем расходования, потребления, отчуждения.

Каждый случай присвоения и растраты расследуется на предмет направленности умысла. При этом учитываются конкретные обстоятельства дела, в том числе наличие у гражданина реальной возможности возвратить имущество собственнику и совершение попыток скрыть свои действия путем подлога или другим способом.

Многие юристы считают растрату следующим этапом присвоения вверенного имущества. Они объясняют: чтобы начать обращать собственность в свою пользу, вначале необходимо принять решение о том, что она не будет возвращена владельцу. С другой стороны, в судебной практике такой подход к преступлению не применяется, иначе одно и то же хищение имело бы 2 момента окончания: окончание присвоения и окончание растраты.

Оба вида хищения вверенного имущества характеризуются его нахождением у виновного в момент окончания преступления. В момент окончания присвоения виновный имеет возможность распоряжаться чужой собственностью, а в момент окончания растраты он реализует эту возможность на практике. Между законным владением и незаконным издержанием имущества отсутствует какой-либо временной промежуток, в течение которого виновный осуществляет неправомерное владение им.

Отличие присвоения и растраты от мошенничества

Согласно ППВС о мошенничестве, присвоении и растрате, в случае мошенничества присутствует злоупотребление доверием потерпевшего. Оно выражается в использовании с корыстной целью доверительных отношений, установленных с собственником имущества либо лицом, уполномоченным передавать это имущество иным лицам.

Доверие обуславливается различными обстоятельствами — например, служебным положением виновного или родственными отношениями с потерпевшим.

Квалификация хищения по статье 160 УК РФ производится, если между владельцем и лицом, которому он вверил свое имущество, существовали юридически закрепленные отношения. Таким образом, главное отличие мошенничества от присвоения и растраты заключается в том, что в первом случае субъект преступления находится в правовых отношениях с владельцем имущества, которые основаны на доверии, а во втором — нет.

Контроль при борьбе с похищением и растратой гос. собственности

hishchenie-gosudarstvennogo-imushchestva-statya-uk-rfНесмотря на то что госимущество по закону должно охраняться также как и другие формы собственности, оно отличается от частной собственности методами использования, назначением.

Поэтому укрепление контроля и уголовно-правовой охраны – приоритеты при борьбе с похищением и растратой гос. собственности. Не зря исследователи считают, что имущественные отношения, участником которых является государство, имеют особенности, в результате чего складываются предпосылки для признания их самостоятельным видом отношений.

Так же прочтите:  Привлечение вменяемых лиц к уголовной ответственности: кто такие вменяемые лица

Меры по контролю сделок, совершённых на заведомо невыгодных условиях, проводились ещё в 1922 году при РСФСР. По Уголовному кодексу тех лет существовала статья, подразумевающая ответственность предпринимателя, заключившего договор с властями и не выполнившего свои обязательства по нему в силу недобросовестного отношения к своим обязательствам.

Система действующих рыночных отношений сказалась на развитии экономики и на формировании отношения к государственному имуществу со стороны бизнеса. В данной системе каждый бизнесмен заинтересован в первую очередь в получении прибыли, а не в честной сделке.

Бизнес необходим государству для решения экономических задач и развития, но он требует работы под жёстким контролем, постоянного мониторинга ситуации для оперативного воздействия на «правила игры», которые исключают возможность растраты средств впустую и помогут наладить эффективное сотрудничество между властями и предпринимательством.

То есть, такая трактовка формально декриминализировала злоупотребление служебными правами для лиц, занимающих положение с такими полномочиями, злоупотребление которыми способствует организации преступления, что привело к проведению незаконной приватизации национальных предприятий. В таком же виде понятие существует в нынешнем Уголовном кодексе ст. 158 примечание 1.

По закону, на основании признака «противоправности», классифицированы следующие разновидности хищения:

  1. Растрата.
  2. Кража.
  3. Грабёж.
  4. Присвоение.
  5. Мошенничество.

Развитием среды для процветания коррупции и краж в 90-е годы послужила некачественная разработка законодательной системы, которая приняла понятие «хищение» в такой формулировке, цитата: «согласно федеральному закону от 01.07.1994 понятие хищения обозначало противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества, совершённое в корыстных целях».

По мнению части экспертов-правоведов, УК РФ компенсирует отсутствие акцента на хищении государственной собственности следующими статьями, накладывающими ответственность на чиновников и должностных лиц:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 286 УК РФ);
  • превышение должностных полномочий (ст. 285 УК РФ).

Рассматривая термин «хищение», следует обратиться к опыту законотворчества в СССР. Трактовку можно найти в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. По логике документа определена ответственность за растрату, кражу, присвоение или другое похищение гос. имущества. Интересный факт, вытекающий из данного документа: правоприменитель вправе классифицировать как похищение всякие методы захвата национальной собственности, даже не определённые Уголовным кодексом напрямую.

Статистика по применению 285 ст. УК РФ, по данным сайта «Росправосудие»:

  • 2010г. – 7 676 дел, из которых 994 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1132), Ставропольский край (289), Саратовская область (286);
  • 2011г. –14 895 дел, из которых 2391 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1791), Красноярский край (617), Саратовская область (556);
  • 2012г. –14 260 дел, из которых 2382 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1604), Красноярский край (531), Московская область (519);
  • 2013г. – 11 627 дел, из которых 72 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1257), Республика Хакасия (488), Красноярский край (466).

Очевидный минус: трактовка не делает акцент на правонарушении (завладение, похищение) в отношении гос. имущества при содействии должностного лица, злоупотребляющего своими рабочими функциями, правонарушение в отношении государственного имущества не получает особого статуса, так как все формы собственности должны охраняться на равных правах.

Представлено количество возбуждённых уголовных дел в первой инстанции суда, касаемо 286 ст. УК РФ:

  • 2010г. –6 279 дел, из которых 754 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Московская область (189), Ростовская область(173), Краснодарский край(167);
  • 2011г. – 12 063 дел, из которых 1983 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Москва (687), Московская область (66), Красноярский край (529);
  • 2012г. –11 530 дел, из которых 2170 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Московская область (606), Ростовская область(587), Красноярский край (524);
  • 2013г. –9 448 дел, из которых 55 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Ростовская область (525), Краснодарский край(432), Красноярский край (404).

Сложно говорить об эффективности применения данных нормправоприменителем: многочисленные выявленные случаи кражи гос. средств (например, растраты на строительство к Олимпиаде в Сочи) остаются безнаказанными до сих пор. Одной из мер, предложенных правоведами, является усовершенствование определения, дополнив его указанием способов хищения, в том числе со злоупотреблением служебными функциями.

Какие существуют проблемы

Часто, в сфере госзакупок, преступники выполняют работы намного дешевле, заявленной стоимости, таким образом похищенные деньги делят между соучастниками

Российская Федерация – государство довольно-таки большое, поэтому полностью контролировать поток расходов и доходов в нем практически невозможно. В связи с этим должностные и любые другие лица идут на преступление, думая, что их деяние останется незамеченным.

Контролировать расхитителей, являющихся обычными гражданами – несколько проще. Иное дело обстоит с государственными служащими. Они, в качестве прикрытия своего преступления, используют подложные документальные акты, проверить достоверность которых в некоторых ситуациях не представляется возможным.

Зачастую преступники вступают в сговор с другими лицами. Это имеет место в сфере государственных закупок. Там по договоренности выполняются работы, намного дешевле заявленной их стоимости. Похищенные деньги, как правило, делятся между соучастниками.

Квалифицирующие признаки

Прежде чем человек будет осужден, понадобится выявить квалифицирующие признаки. Они, опять же, необходимы для того, чтобы вынести справедливый приговор. Важно понять, какой по размеру объект, определить его стоимость. Из этого можно будет сделать вывод, совершено хищение в крупном или особо крупном размере.

Также важно знать, совершал злоумышленник свои действия в одиночку или у него были сообщники. Потому как преступления, осуществленные по предварительному сговору, наказываются строже. И в этом случае пострадают все участники.

Важным моментом также является тот факт, что человек злоупотребил своими должностными полномочиями. Допустим, гражданин занимает высокопоставленную должность на государственной службе. У него есть возможность распоряжаться деньгами или муниципальным имуществом. Растрата собственности в особо крупных размерах грозит серьезным приговором для нарушителя.

Отдельно необходимо определить, были ли негативные последствия поступка. Возможно, кому-то был нанесен серьезный вред, возможно, даже здоровью и жизни. Тогда статья еще ужесточиться, и злоумышленник получит максимальное наказание.

Действия соучастников

hishchenie-gosudarstvennogo-imushchestva-statya-ukЕсли в присвоении или растрате принимала участие группа лиц, суду необходимо установить роли каждого из них.

Подстрекательство доказывается в том случае, когда лицо склонило другое лицо к совершению преступных действий путем подкупа, угрозы, уговора или иными методами.

Пособничество заключается в содействии реализации незаконных действий с помощью указаний, советов, предоставления каких-либо данных, орудий или средств для совершения преступления или в устранении препятствий. Также пособником признается гражданин, который заранее обещал скрыть личность исполнителя и следы противоправных действий либо собирался приобрести и сбыть похищенное имущество.

Самоуправство

Отдельно в законе указывается такое понятие, как самоуправство. Это изымание и(или) обращение в свою пользу либо в пользу иных лиц чужого имущества гражданином, который стремился реализовать свое действительное или предполагаемое право на это имущество. Пример самоуправства — присвоение гражданином вверенного ему имущества с целью оплатить долги собственника имущества.

С точки зрения законодательства, самоуправство не является хищением. Виновный в таком случае привлекается к ответственности по статье 330 УК РФ.

Состав преступления

Состав хищения представляет собой совокупность таких элементов, как:

  • объективная часть;
  • субъект;
  • субъективная сторона;
  • объект.
Так же прочтите:  Какие последствия грозят за кражу до 1000 рублей

Объектом его является имущество и имущественные права, которые подтверждены соответствующими документальными актами. В данной ситуации – это государственное имущество, к которому относятся все вещи, не находящиеся в собственности у муниципалитета или у частных лиц.

Объективная часть выражена совокупностью действия и наступивших вследствие него последствий, которые находятся друг от друга в прямой зависимости. Субъектом в этой ситуации может стать лицо, которое уже достигло возраста четырнадцати лет.

Субъективная составляющая включает в себя степень виновного поведения и отношение к этому самого преступника. В этой ситуации вина может быть только умышленной. Неосторожности в краже не допускается.

Способы защиты в суде

У подозреваемого в присвоении или растрате вверенного имущества есть несколько возможностей для защиты в суде:

  • оспаривание стоимости имущества (в случае, если похищены не деньги);
  • примирение с потерпевшим и ходатайство о прекращении уголовного дела (при обвинении по ч. 1 и ч. 2 статьи 160 УК РФ);
  • доказывание факта действий виновного с ведома собственника имущества;
  • переквалификация преступления (при обвинении по ч. 2, ч. 3 и ч. 4 статьи 160 УК РФ);
  • полное или частичное возмещение ущерба потерпевшему;
  • сбор характеристик на виновного.

Ответственность должностных лиц по УК РФ

Основными регуляторами действий должностных лиц, осуществляющих административно-хозяйственную, экономическую функцию со стороны государства, выступают статьи 285 и 286 УК РФ. По данным правовым нормам, ответственность предусматривается при злоупотреблении своими обязанностями (т.е. когда человек использует свои рабочие обязанности для достижения цели, при этом злоупотребление может заключаться и в проявляемом бездействии со стороны человека) и превышении полномочий (т.е. выход за рамки своих рабочих обязанностей).

Иногда классифицировать деяние по какой-либо из данных норм затруднительно. Правоприменители часто спотыкаются о признак «корыстной заинтересованности» при назначении статьи о злоупотреблении. Например, обвиняется государственный эксперт в том, что выдача его заключений по какому-либо вопросу проводилась с нарушениями. Выдавал заключения без оформления необходимой документации: статья 286 – превышение.

Но можно ли классифицировать его действия по данной норме, с учётом того, что эксперт обладает правом выдавать заключения, т.е. это входит в его полномочия? Правоприменитель отталкивается в конкретной ситуации от отсутствия корыстного интереса эксперта, но ведь виновный действовал согласно своим обязанностям, скорее злоупотребляя ими, выдавая заключения без должного правового оформления.

При применении наказания за мошенничество, выделяют следующие признаки правонарушения:

  1. Лицо заведует гос. имуществом в силу своего положения.
  2. Полномочия данного лица предусматривают возможность распоряжаться собственностью при помощи/через других лиц.
  3. Кража совершена обманным путём с использованием своих должностных правомочий.

Помимо указанных статей, законодателем предусмотрено выделение признака хищения с использованием своей должности в статьях за мошенничество, растрату и присвоение.

Растрата или присвоение с использованием служебного положения имеют схожие признаки:

  1. Правомочия использованы для реализации акта похищения.
  2. Лицо заведует имуществом, материально ответственно за расход.
  3. По своей службе лицо имеет функции по использованию государственного имущества.

Признаком, квалифицирующим вышеперечисленные правонарушения, является наличие и использование служебных функций. Это приводит к тому, что преступления приобретают дополнительный объект – интересы государства, организации, которые злоумышленник нарушает своими действиями.

Соответственно, правовой подход к формированию данной нормы должен учитывать специфику преступлений такого рода.

Ответственность по п.»в» ч. 3 и п.»б» ч. 4 ст.158 УК РФ

Пункт «в» части 3 и пункт «б» части 4 статьи 158 УК РФ предусматривает особо квалифицирующие признаки кражи и ответственность за преступление с отягчающими обстоятельствами как кража в крупных и особо крупных размерах.

Кража имущества, стоимостью свыше 250 000 рублей, наказывается в виде:

  • уплаты штрафа от 100 000 до 500 000 или в сумме заработной платы или какого-либо другого вида дохода виновного лица за время от 1 года до 3 лет;
  • принудительного труда вплоть до пятилетнего срока вместе с ограничением свободы до полутора годового срока или без него;
  • лишения свободы до 6 лет с уплатой штрафа до 80 000 рублей или какого-либо другого дохода виновного лица до 6 месяцев или без уплаты штрафа и с ограничением свободы до 1,5 года или без него.

За хищение, стоимостью свыше 1 миллиона рублей, положено наказание в виде лишения свободы до десяти лет с уплатой штрафа до 1 миллиона рублей или в сумме заработка или другого дохода до пяти лет или без уплаты штрафа и с ограничением свободы до двух лет или без него.

Больше информации о наказании за кражу по статье 158 УК РФ вы найдете в отдельном материале, а здесь мы рассказывали о том, с какой суммы наступает уголовная ответственность за кражу.

Ответственность по ст.159 УК РФ ч.3

По ст.159 УК РФ ч.3 за хищение государственного имущества путем мошенничества в особо крупном размере, равно как и с использованием своего служебного положения предусмотрено наказание в виде:

  • уплаты штрафа от 100 000 до 500 000 рублей или в сумме заработка или любого другого дохода виновного лица за время от 1 года до 3 лет;
  • или принудительного труда до 5 лет с ограничением свободы до двухлетнего периода или без него;
  • или лишением свободы до 6 лет с уплатой штрафа до 80 000 рублей или в размере заработной платы или любого другого дохода виновного до шестимесячного периода или без такового и с ограничением свободы до полутора лет или без него.

Разница в составе

Объектом преступления, совершаемого в виде кражи, является право собственности государства на имущество. Объективной стороной является изъятие имущества, совершаемого втайне от очевидцев преступления. Тайным хищением будет считаться изъятие имущества тогда, когда преступник полагал, что действует тайно или же если свидетели преступления не осознают противоправность его действий.

Субъектом кражи является любое физическое лицо, старше 14 лет, а субъективной стороной — прямым умыслом в завладении государственного имущества с корыстной целью.

Объектом преступления, совершаемого в виде мошенничества, также является право государства на собственность. Объективной же стороной — завладение государственным имуществом путем обмана или злоупотребления доверием. Обман может заключаться в предоставлении ложных сведений (активное действие), так и умолчание об истинных данных (пассивное действие).

Субъектом мошенничества признается физическое вменяемое лицо в возрасте от 16 лет, и субъективной стороной — прямой умысел в хищении государственного имущества и корыстная цель.

Срок давности

Срок исковой давности по уголовным делам установлен статьей 78, согласно которой срок исковой давности по преступлению:

  • с общими признаками (часть 1 статей 158 и 159 УК РФ) = два года;
  • средней тяжести (часть 2 статей 158 и 159 УК РФ) = шесть лет;
  • с особо квалифицирующими признаками согласно части 3 и 4 статей 158 и 159 УК РФ = десять лет.

Начало исчисления срока исковой давности начинается на следующий день после совершения преступления.

Неотвратимость наказания

hishchenie-gos-imushchestvaРазумеется, что за любое деяние, предусмотренное уголовным законодательством, преступник должен нести соответствующую ответственность. Избежать наказания не получится. Многие преступники, желающие «замести следы», совершают ряд других преступлений, которые в совокупности могут повлечь за собой еще более жесткое наказание.

При решении вопроса о том, можно ли уклониться от ответственности, нужно помнить и о сроках давности привлечения к ней. В той ситуации, когда они уже истекли, гражданин привлечен к наказанию не будет. Пожалуй, это и есть единственный способ уклонения от ответственности.

Стоит помнить, что при введении следствия в заблуждение, укрывательства от органов правосудия, могут наступить негативные последствия. Суд учитывает все эти факторы при рассмотрении дела, и при их наличии, может вынести более строгое наказание, чем если бы преступник помогал следствию и раскаялся в совершенном им противоправном деянии.

Так же прочтите:  Виды наказания за кражу по статье 158 ч.3 УК РФ

Проблематика определения субъекта при правонарушениях, связанных с использованием должностных полномочий

При изучении особенностей данного вида правонарушений,совершённых лицами, занимающими определённое служебное положение, возникает сужение понятия субъекта правонарушения и сужение определения способа мошенничества, так как налагаются дополнительные признаки.А именно: наличие служебного положения и доказательства использования должностных функций при реализации преступления.

В мире исследователей-правоведов на тему похищения с использованием служебного положения сложились две точки зрения касательно формулировки «хищения» в Уголовном кодексе:

  • поддержка отказа законодателя от восприятия и понимания хищения со злоупотреблением рабочих правомочий как от самостоятельной разновидности хищения. Главный аргумент сторонников данной позиции – суть такого правонарушения, как похищение, мошенничество или растрата, остаётся все той же, без привязки к использованию лицом служебных функций;
  • отрицание данной трактовки: использование должностного положения особо характеризует правонарушение.Не ставит его на одну доску с кражей или растратой – содержание методов хищения затрагивает вопросы, связанные с наличием должностных функций (обман подчинённых, кража имущества, находящегося в ведении преступника, наличие возможности отдавать распоряжения людям, несущим материальную ответственность за ресурс).

Отсутствие точных формулировок и единого мнения на этот предмет, разделило правоведов на три лагеря, дискутирующих по поводу субъекта правонарушения в данном случае.

Три точки зрения правоведов на понимание понятия субъекта, совершающего преступления с использованием должностных функций:

  1. Чаще всего судебная практика придерживается определения, под которое попадают как граждане, реализующие функционал представителей власти, работающие в государственных и муниципальных учреждениях, предприятиях, институтах, так и лица, занимающиеся управлением в коммерческих организациях, не связанных с государством.
  2. Субъектами считаются лица, обладающие управленческим функционалом в коммерческих организациях.
  3. По третьей точке зрения, помимо вышеперечисленных типов должностных лиц, под определение попадают обыкновенные служащие (независимо от того работают они на государство или коммерческую организацию) без управленческого функционала.

Исследователи дают такой комментарий: субъект не просто должен совершить правонарушение, обладая некими, позволяющими организовать кражу средств полномочиями, а совершить противоправное действие, используя их при организации акта хищения.

Больше спорных вопросов вызывает тема об условиях, при которых можно точно определить факт правонарушения с использованием служебных полномочий: зачастую лица, занимающие какую-либо должность, обвиняются правоприменителем в использовании служебных функций, независимо от того, задействовали ли они свои полномочия при реализации правонарушения или нет.

Следуя букве закона, необходимо отметить, что реализация своих функций для организации правонарушения на этапе подготовки к нему (например, создание «липовой» справки о доходах для того, чтобы в будущем использовать этот документ для получения социальной выплаты) не даёт права говорить о расхищении с использованием служебных функций. Классифицировать преступление можно только тогда, когда изъятие и незаконный расход средств стал уже фактом, вытекающим из реализации своих полномочий.

Антикоррупционные мероприятия как способ решения проблемы хищения государственной собственности

Экономическое благополучие страны напрямую связано с уровнем коррупции, мерами противодействия взяточничеству, мошенническим схемам, разворовыванию богатств и ресурсов государства.

Причинами сложившийся ситуации можно назвать:

  1. Отсутствие эффективных экономических реформ.
  2. Процесс криминализации верхов российского общества.
  3. Сращивание нелегального капитала с бизнесом, интеграция в государственные структуры предпринимателей, незаконно наживших богатства.
  4. Рост аппарата чиновников.

Разработка и реализация программ, регулирующих уровень коррупции, – приоритетная задача государства, ведь на сегодняшний день коррупция является проблемой национального масштаба.

Урон, наносимый воровством, выражен в следующих цифрах:

  • ежегодно экономика страны теряет примерно 400 миллиардов долларов;
  • бюджеты ряда правительственных программ разворовываются на 70%;
  • минимум 45% денег на развитие социальной инфраструктуры фактически украли.

На данный момент разработаны некие стратегически-программные меры, направленные на решение проблемы. Они являются как бы узаконенным планом действий государства по борьбе с коррупцией, составленным с учётом международных и внутренних норм, содержащим перечень необходимых задач, разработанные и утверждённые варианты мероприятий по решению вопроса.

Такими программными документами являются «Стратегия национальной безопасности РФ» и «Национальный план противодействия коррупции на 2016–2017 годы».

Приблизительная статистика по ситуации со взяточничеством такова:

  1. Треть прибыли крупных предпринимателей уходит в карман чиновникам разного уровня.
  2. Самые «хлебные» для получения взятки места – таможня и гос.компании.
  3. Социологические опросы экспертов показывают, что половина опрошенных респондентов готовы дать взятку для достижения своих целей в государственных органах, что красноречиво говорит о том, что общество фактически приводит к образованию «Культуры дачи взятки».

В правовом поле решением проблемы власти занимаются с начала 2000-х. Разработано два федеральных закона «О противодействии коррупции» и «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Положительным моментом можно считать криминализацию действий посредников, участвующих в организации взятки.

При должной защите интересов государства можно добиться впечатляющих результатов, положительно влияющих на экономику страны и уровень жизни её граждан:

  • снижение инфляции;
  • увеличение рабочих мест;
  • рост среднего дохода населения на 10%;
  • рост ВВП;

Коррупция напрямую связана со злоупотреблением чиновников своими служебными функциям, превышением полномочий и ведёт к хищению госимущества в особо крупном размере, обнищанию минимум 80% процентов населения.

Поэтому возникает вопрос: достаточно ли правоприменителю вышеперечисленных норм наказания? Судя по ежегодному росту «угона» денежных средств, напрашивается вывод о низкой эффективности применения закона, необходимости его дополнения, возможно ужесточения мер наказания в отношении гос. собственности.А главное, необходимо добиться регулярной и грамотной реализации мер по отношению к правонарушителям.

Многие эксперты сходятся в том, что создание правовой нормы, регулирующей действия чиновников, выполняющих государственную функцию – необходимая мера при борьбе с коррупцией и защите гос. имущества.

Именно чиновник, злоупотребляющий своим положением, является субъектом коррупционного правонарушения, действующим вопреки интересам общества и государства. Мероприятия по борьбе с коррупционерами и коррупционными отношениями должны проводиться на всех уровнях (от местного до федерального), при активном участии всех общественных институтов и организаций, органов власти.

Пример из судебной практики

krazha-gos-imushchestvaХищение госимущества и бюджетных средств – довольно распространенное преступление. Приведем пример: в городе N целевым финансированием были выделены бюджетные средства на выполнение реставрационных работ одного из памятников старины. Зам. министра культуры этого региона гр. Иванов выделил данные средства фирме, владельцем которой был его знакомый гр. Петров. Финансирование необходимых реставрационных работ проводилось по чрезмерно завышенным расценкам. Деньги в размере 20 миллионов рублей, составляющие разницу между реальной стоимостью работ и выделенной из бюджета суммой, были поделены гражданами Ивановым и Петровым. При проводимой проверке финансирования данное преступление было обнаружено. Обвиняемые пошли на сотрудничество со следствием, признали свою вину, выплатили похищенную из бюджета сумму. Суд, учитывая данные обстоятельства, назначил преступникам меру наказания по ст. 159.4, а именно – лишение свободы на 5 лет.

Дополнительные вопросы

С какого момента преступление считается законченным

Законченным преступление будет, когда чужие ценности будут изъяты преступником и он получит возможность распоряжаться похищенными ценностями в своих целях. Тот факт, что виновное лицо распоряжается чужой похищенной собственностью в своих целях или нет, не имеет значения. Главное, чтобы злоумышленник имел возможность (!).

Если же преступнику не удалось закончить преступление по независящим от него причинам (например, он был пойман в момент совершения преступления, не смог осуществить вывод денежных средств с чужого банковского счета по техническим причинам), то такое правонарушение признается покушением на совершение кражи.

Заключение

Таким образом, хищение государственного имущества больше не представляет собой отдельной статьи Уголовного кодекса. Вне зависимости от того, чье имущество было похищено, деяние будет квалифицироваться по статье 158 Уголовного кодекса РФ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я соглашаюсь с политикой конфиденциальности.

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!